Портфолио ученика
1. С чего начать?
Составление
портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот
вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да,
то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из
Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или
ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы,
поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в
начальных классах.
2. Цели и задачи.
Одной из основных
задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и
развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет
основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель из
Санкт-Петербурга Ольга Уханова1:
— создание ситуации
успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных
возможностях;
— максимальное
раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие
познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному
познанию;
— формирование
установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие
мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование
положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение
навыков рефлексии2, формирование умения анализировать собственные интересы,
склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я
реальный", "я идеальный");
— формирование
жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих
задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав
основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ.
Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и
главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план
и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна
стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть
зафиксирован".
_______________
1 Опубликовано в газете "Начальная школа".
2 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем
внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных
психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его
адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.
3. Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность
портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию
мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя
и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и
всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или
творческой работе, а не его результат.
Долговременные
исследования психологов заставили многих специалистов в области образования
принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой
личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий
интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она
рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала
личности.
_______________
3 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее
направленность.
4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований
(государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь
работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к
этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы
дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться,
так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался
"Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и
чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти
достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода
поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для "борьбы" с подобного
рода обязаловкой и прочими "административными перекосами" существует
такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей.
Действуйте!
5. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной
школы.
Материалы
для скачивания 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
|